Сенсорная интеграция: понятие, принципы и важность в развитии детей
Каждое мгновение наш мозг получает и обрабатывает сигналы из внешнего мира.
Каналы получения информации:
✔️Слуховые
✔️Зрительные
✔️Тактильные
✔️ Вестибулярный аппарат
✔️Проприоцептивная система ( мышцы, сухожилия, костная ткань)
При гармоничной работе всех сенсорных систем формируется адекватный, нужный ответ мозга для выполнения действия.
➡️Перешагнуть лужу
➡️Пройти по линии
➡️Завязать шнурки
➡️Переписать с доски/из книги правильно и ровно
➡️Слушать собеседника/учителя и не обращать внимание на посторонний шум
➡️Поймать/отбить мяч
➡️Планировать действия и переключаться между ними своевременно
➡️Эмоциональные реакции и социализация в обществе и др.
Правильная сенсорная интеграция помогает нам каждую секунду.
➕ Мы понимаем положение своего тела и других предметов в пространстве
➕Планируем действия, их последовательность и рассчитываем силу.
➕ Адекватно реагирует на ситуации.
Это фундамент обучения и развития.
Уже с начала 1970 годов применяются методики по коррекции дисфункций сенсорной интеграции. Теория и практика СИ были разработаны доктором Э. Джин Айрес, знания постоянно углубляться и развиваются новые методики применения.
Нарушение поступления внешних и внутренних сигналов и некорректный ответ мозга проявляются в ухудшении качества жизни.
Особенно сложно детям с РАС, аутистам. Сложность восприятия сингналов внешней среды не даёт сформировать свое видение окружающего мира и вызывает сложности в действиях, поведении и социализации.
У некоторых здоровых деток бывает плохо развита 1 система сенсорного восприятия и наблюдаются отставания в развитии в конкретных сферах, влекущие за собой другие сферы жизни.
Например, ребёнок или взрослый:
— часто спотыкается, натыкается на предметы
— рассеянный
— не любит активные игры, связанные с равновесием
— пропускает слова в предложениях
— зеркально пишет буквы
— путает право/лево, верх/низ
— нарушены реакции на тактильные стимулы
— не может спланировать и применить действие по отношению к предмету или себе,
— не может сконцентрироваться, довести действие до конца.
Таким детям сложно усваивать новые знания и общаться.
Хорошая новость — все подаётся корректировке! Главное — вовремя выявить проблему и обратиться к специалисту.
Сенсорные комнаты оснащены тактильными, интерактивными, звуковыми, слуховыми, нейротренажерами. Сибирский борд активно используется в коррекции задач, развитии восприятия.
Он является многофункциональным интерективным оборудованием:
— развивает вестибулярный аппарат, понимание положения своего тела в пространстве,
— улучшает координацию, концентрацию и внимание,
— помогает настроить моторное планирование.
Цель — дать организму новые ощущения, помочь мозгу в их упорядочивании, выделении главных и второстепенных.
И в контроле верных итоговых реакций на ситуацию.
А некоторые упражнения доступны даже в домашних условиях!
Об этом мы расскажем в следующей статье.