СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В ДЕЙСТВИИ
Обеспечить грамотную помощь ребенку с сенсорными нарушениями специалисту помогает разное интерактивное оборудование и материалы.
В домашних условиях тоже можно заниматься, после консультации специалиста или его предписаний по видам занятий. Используют предметы и материалы с помощью игр в удобное время с постепенным нарастанием упражнений.
Игры могут быть направлены на 1 систему или сразу несколько:
— развитие тактильных систем,
— вестибулярного аппарата,
— проприоцептивной системы,
— зрительных и слуховых реакций.
Наши тренажеры помогут выполнять разные виды упражнений.
- Улучшаем работу вестибулярного аппарата на Сибирском борде, развиваем равновесие , чувство тела в пространстве, координацию:
- Раскачиваться на доске вправо — влево, вперед — назад,
- Положение тела при балансировке можно менять: стоя, лежа, сидя поперек доски, сидя вдоль доски, стоя на коленях, стоя на 1 колене — второе согнуто впереди,
- Покружить ребенка как на карусели — он сидит в центре. Кружим по часовой стрелке, в обратном направлении. Скорость и количество вращений плавно регулируем — по времени или количеству оборотов/полуоборотов, следим за состоянием ребенка.
- Катаемся с доски, как с горки. Доска стоит на полу в перевернутом виду, либо 1 ее край опирается на устойчивое возвышение ( край дивана),
- Раскачивание с закрытыми глазами,
- Катаемся на лодке — «гребем» руками, движение имитирует работу весел,
- Присоединение движений рук при балансировке, соответствующих направлению движения,
- Чуть тянем за руку, нарушая равновесие, чтобы ребенок его сам старался восстановить,
- Игры с мячиками: передавать, перекидывать, отбивать, кидать в цель,
- Присоединение кинезиологических и логоритмических упражнений.
- Развиваем тактильные ощущения:
- Трогаем доску, стучим по ней ладошками, кулачком, слушая звук. Нажимаем рукой или ногой на поверхность, проводим по гладкой стороне/по стороне с фетром,
- Используем кинезиомешочки при балансировке — передавать, перекидывать, перекладывать из руки в руку,
- Мять в ладошках разные предметы — кинезиомячики, разные массы для лепки, тесто,
- Играть в «волшебный мешок», разные предметы складывают в мешочек, а ребенок не глядя засовывает руку и пытается угадать предмет или рассказать его свойства,
- Рисуем на борде водными красками с помощью пальчиков, стираем,
- Играем пальчиками как на пианино, отдельно каждым, вместе, попарно.
- Помогаем понять и развить моторное планирование:
- Создаем полосу препятствий с последовательным выполнением действий: пройти по мосту, проползти под мостом, перелезть через доску, обойти справа/слева,
- Повторяем действия по образцу, стоя на борде. Взрослый показывает движение — ребенок старается повторить. Например, зарядка на боде — движение рук вверх-вниз, повороты корпуса вправо-влево, полунаклоны в стороны. Можно передавать друг другу мяч, проводя его за спиной.
- Прошагать мелкими/крупными шагами вдоль борда, развернуться, пройти обратно. Прошагать вдоль борда и сойти с него, развернуться — повторить действия,.
- Делать высокие шаги, переступая через борд-препятствие.
- Задействуем проприоцептивную систему ( ребенок учится прикладывать нужные физические усилия для выполнения действия и его анализа):
- Садимся рядом с бордом, клажем руки на поверхность на ширине плеч — нажимаем руками на доску, чтобы она качалась от усилия рук,
- Соединяем упражнение с катанием шарика по доске,
- Усложнение — выполняем упражнение с катанием шарика стоя,
- Садимся у узкого края и катаем машинку/шарик на доске, держась руками за край,
- Пробуем сдвигать борд, когда он стоит в форме радуги,
- Прыжки с борда на мягкую поверхность ( можно за ручки, смотрим на возможности ребенка и следим за безопасностью),
- Катаем по горке машинки/шарики ( можно поставить самодельные «ворота» перед доской.
- Развиваем зрительное, слуховое восприятие:
- Читаем буквы, цифры, балансируя на борде,
- Играем в «разноцветный текст»,
- Выполняем инструкцию по движению, основываясь на цветовых или звуковых сигналах. (Зеленый — качаемся, красный — стоп)
Проводить занятия можно в установленное время или на прогулке, перед уроками, после обеденного сна, перед ночным сном. Активность и продолжительность выбираете сами в зависимости от возможностей ребенка и времени суток. Главное делать это систематически. Начинать коррекцию полезно с уже развитых систем и потом подключать отстающие!