Роль мозжечка в работе мозга, особенности старения
Мозжечок имеет сложное строение внутри, а по форме напоминает головной мозг — «мини мозг» с большой концентрацией нервных клеток:
✔️ 2 полушария мозжечка из серого и белого вещества,
✔️ «червь», структуры которого:
соединяют полушария мозжечка, крепятся к стволу головного мозга «ножками», а лоскут и узелок связаны с Вестибулярным аппаратом.
Кора мозжечка ( серое вещество около 2 мм) имеет 3 слоя и 5 видов нервных клеток Четыре из которых создают нервные связи внутри мозжечка, а пятый является проводником между глубоким слоями мозжечка и головным мозгом.
Три пары ножек соединяются со стволом головного мозга и имеют разные сферы воздействия:
1️⃣ Нижние идут к продолговатому мозгу.
2️⃣Средние соединяются с мостом, пучки идут к нейронам коры полушарий.
3️⃣ Верхние — в направлении среднего мозга, к зрительные буграм.
Связь мозжечка тесная со всеми отделами мозга
Когда мы хотим совершить какое-то действие, например, перешагнуть через лужу — в мозге рождается сигнал только о намерении. Сигнал сначала попадает в мозжечок и если он хорошо развит, то обрабатывает сигнал, коррегирует его, делает конкретным — отправляет обратно и сигнал идёт к мышцам. Вы перешагнете лужу чётко.
Если есть нарушения в работе мозжечка, то есть риск оступиться.
Мозжечок определяет направленность действия, его координацию, корректность, собранность при движении.
Мозжечок активно участвует не только в формировании двигательных навыков, но и в развитии умственных способностей.
За это отвечает обратная связь от мозжечка к лобным долям:
происходит интеграция сенсорного восприятия и движения — это связывает эмоциональность, языковую способность, способность планировать свои действия.
Например, нужно переписать данные с доски на уроке.
При правильной коррекции планируемого действия и импульсов в мозжечке — действия «держать ручку — смотреть в тетрадь — смотреть на доску — начать переписывать с начала строки слева — направо, опять смотреть на доску и в тетрадь — не терять строчку и смысл написанного».
Мы совершаем эти действия в норме на автомате.
Но когда ребенок только учится писать с доски — нужна хорошая база — подготовленный мозжечек координирует все эти действия, в том числе усидчивость и концентрацию.
Без его слаженной работы ребёнок отвлекается, теряется, не может правильно переписать материал, понять и усвоить его.
Поэтому мозжечок имеет такое важное значение в интегративной работе мозга. Это влияет на скорость и качество обучения и формирования новых, эффективных
нейронных связей в мозге.
Это четкие координированные мышечные и другие реакции и движения.
Это адекватное восприятие и стабильное эмоциональное восприятие.